Базовые двигатели электростанций.
Основным источником механической энергии в электроагрегатах являются тепловые двигатели, работающие на углеводородном топливе. Идея сжигания топлива внутри цилиндра поршневой машины взамен паровой машины возникла еще в конце XVIII века. Построение первых двигателей внутреннего сгорания началось в середине XIX века. Первые двигатели работали на светильном газе.
Впервые в мире моряк русского флота капитан И.С. Костович в 1879 г. в военных целях разработал бензиновый двигатель для дирижабля. Это был двигатель внутреннего сгорания на жидком топливе, установленный на дирижабле, мощностью 80 л.с. Двигатель характеризовался удельным весом 3 кг/л.с., что даже по современным достижениям довольно высокий показатель. Так, Россия стала пионером в применении двигателя внутреннего сгорания в военной технике. России также принадлежит первенство в создании мобильной дизель-электрической установки, которая в 1908 г. была построена в Петербурге на заводе «Русский дизель» и впервые установлена на подводной лодке «Минога». С 1908 года начинается бурное развитие мобильных дизель-электрических установок, применяемых на гражданском и военном флотах, как в России, так и за рубежом. В начале 20-х годов на Коломенском паровозостроительном заводе впервые был построен дизель-электрический агрегат для привода железнодорожного состава.
Начиная со второй половины 20 столетия бурное развитие связи, радиолокации, ракетной техники и автоматизированных систем управления в войсках потребовало для их электроснабжения применения стационарных и мобильных энергетических установок небольших мощностей (порядка 30-200 кВт). В таких энергетических установках в качестве первичного силового агрегата стали применять конвертированные ДВС на базе серийно выпускаемых автотракторных, танковых и судовых двигателей. Это широко известные всем дизельные двигатели 4ч8,5/11 (ОАО"Дагдизель"), 4ч8,5/11 ("Рижский дизелестроительный завод", времён СССР), Д120 и Д144 (Владимирский моторо-тракторный завод), Д242, Д243, Д246, Д266 (Минский моторный завод), 1Д6 и 1Д12 (Барнаултрансмаш), ЯМЗ236, ЯМЗ238, ЯМЗ240(Ярославский моторный завод), дизели 4ч10,5/13 и 6ч12/14 (Юждизельмаш, Украина). Нередко в последнее время при сборке электростанций используются двигателя зарубежного производства, среди бензиновых это чаще других Honda (Япония) и Briggs&Stratton (США), среди дизельных - Yanmar, Mitsubishi (Япония), Lombardini (Италия), Lister-Petter, Perkins, Cummins (Англия), Deutz (Германия).
Двигатель справедливо считается "сердцем" установки. Именно его ресурс определяет срок "жизни" электростанции: среднее время наработки на отказ у блока электрогенератора всегда в несколько раз выше, чем у мотора.
В большинстве случаев класс электростанции определяется используемым двигателем, а точнее, его моторесурсом. В частности, у высококачественного бензинового мотора время непрерывной работы до первого вероятного отказа исчисляется в среднем 3-5 тысяч часов, тогда как у упрощенного дешевого двигателя - всего лишь сотнями. Дизельные двигатели , как правило обладают ресурсом значительно выше чем бензиновые, их потребление топлива экономичнее, да и само дизельное топливо дешевле бензина и допускает менее жесткие условия по хранению, однако электростанция собранная на базе дизельного двигателя в 1,5-2 раза дороже аналогичной по мощности , но собранной на базе бензинового двигателя. Поэтому выбор в пользу электростанции собранной на базе дизельного двигателя рационально делать в случае:
- использование электростанции в качестве основного источника электропитания (по крайней мере в случаях длительного ее использования);
- использование однородного вида топлива (наличие агрегатов работающих на дизельном топливе);
электрических мощностях выше 10-12 кВА , на которых электростанции с бензиновыми двигателями практически не применяются.
Отличить высококлассный двигатель по внешним признакам не всегда просто. Если раньше на мини-электростанциях широко применялись моторы с боковым расположением клапанов, то теперь сплошь и рядом - верхнеклапанные, производительностью примерно на 30% выше. Критерием принадлежности агрегата выступает наличие у него или по крайней мере возможность комплектации топливным баком большой емкости. Тем самым производитель изначально предусматривает длительную непрерывную эксплуатацию генераторной установки.
Другой атрибут "классности" - частота замены масла. Для качественных моторов этот показатель не ниже 100 часов работы.
О многом способны поведать и "внутренности" двигателя. Например, если у него стенки цилиндра не чугунные, а алюминиевые, то перед вами мотор не высокого класса. Кроме того, обратите внимание на материал, из которого изготовлены фильтры (воздушный, топливный, масляный). У простых моделей, как правило, используется бумага, поэтому фильтры требуют периодической замены.
• Описание двигателя 2ч(4ч) 8,5/11
• Описание двигателя 4ч10,5/13
• Описание двигателя 6ч12/14
• Описание двигателя Д120
• Описание двигателя 1ч12/16