Устройство задержки пуска дизель-генератора ДГА-48
При кратковременных пропаданиях сети переменного тока (менее 0,5 сек.), в автоматике щитов управления ЩДГА-Б и ЩАВ - Б дизель генератора ДГА – 48 не предусмотрена временная задержка. Это приводит к необоснованно частым пусками остановкам дизеля, ускорению износа деталей пускового механизма, расходу горючего. Кроме этого, каждый пуск дизеля требует значительного расхода энергии от стартерных аккумуляторов. А если такие пропадания повторяются через небольшие промежутки времени, то аккумуляторы не успевают набрать необходимую ёмкость, т.к. они находятся, в основном, в режиме постоянного подзаряда небольшим током, что может повлечь за собой незапуск дизеля, когда при длительном пропадании это действительно необходимо.
Учитывая всё это была разработана и внедрена схема задержки команды на запуск дизель генератора на 3 секунды.
Работает схема следующим образом. В блоке контроля напряжения БКН ЩАВ-Б на выходе элемента Э 26 В (9,11 вывод) присутствуют : есть напряжение на сборных шинах - "1", нет напряжения - "0". При пропадании хотя бы одной из фаз логический "0" по цепи № 261 практически мгновенно подаёт команду на запуск. Если в разрыв этой цепи (точки "А" и "В") включить схему задержки (см. схему) то происходит следующее.
Логическая "1" элемента Э 26 В удерживает отрицательным потенциалом в открытом состоянии транзистор Т1, включённый в цепь герконового реле ГР, который своими замкнутыми контактами имитирует логическую "1" на проводе № 261. Одновременно заряжается конденсатор С1. При пропадании хотя бы одной из фаз транзистор некоторое время, за счёт заряда ёмкости С1, находится в открытом состоянии. Если напряжение в сети появилось раньше 2 секунд, логическая "1" снова подзаряжает конденсатор и команда на запуск дизеля не проходит. Но если сетевое напряжение не появляется более 3 секунд, то конденсатор почти полностью разряжается, Т1 закрывается и разомкнутые контакты ГР имитируют логический "0", т.е. команда на запуск дизеля. Время задержки выбирается подбором ёмкости С1 и сопротивлением R1.
Герконовое реле можно изготовить самостоятельно. На края баллончика геркона одеваются отрезки полихлорвиниловой трубки подходящего диаметра (бортики) и наматывается провод диаметром 0,05 - 0,1 мм. до заполнения. Учитывая тот факт, что устройство находится в условиях ощутимой вибрации во время работы дизеля, обмотку рекомендуется заливать клеем или лаком.
Переключатель SA1 включён в схему с целью оперативно восстановить цепь "А-В" в исходное состояние в случае неисправности устройства.