Проблемы судовых аккумуляторов и их решение

   Опыт большинства, если не всех владельцев небольших судов, говорит, что на воде у аккумуляторов очень короткий срок службы. Хроническая, так сказать, болезнь. «Мрут аккумуляторы, как мухи».

   В предлагаемом очерке автор рассматривает возможные причины «эпидемии», а также пути и способы предотвращения тих неприятностей. 
В общем случае, у короткого срока службы аккумулятора есть три причины.
1)Низкое качество изготовления аккумулятора или недостаточный вырабатываемый ток
2)Неправильная установка
3)Неисправность зарядного устройства

   Повреждения из-за неисправного выпрямителя
Любая неисправность или сочетание неисправностей в электросистеме выпрямителя могут стать причиной серьезных повреждений всех электрических компонентов. Электрические стартеры двигателя на небольших судах ломаются так редко, что заменить их практически невозможно. И уже если электростартер сломался, должна быть очень серьезная причина для этого.
Причина – либо низкое качество самого аккумулятора, неправильная работа выпрямителя или ненадлежащее подключение проводников. Высокое сопротивление электрической цепи, в сочетании с низким напряжением - губительны для электрического мотора, особенно для моторов постоянного тока с напряжением питания не более 12 В. Если возникают любые сбои в работе электромотора, вполне возможно (исключая случаи повреждения из-за проникновения воды), что причина кроется в самой электрической цепи.

Емкость и качество

   Очень часто изготовители маломерных судов устанавливают на них дешевые низкокачественные аккумуляторы небольшой емкости, которых вполне хватает для обеспечения работы бортового электрооборудования. В отличие от никель-кадмиевых аккумуляторов, которые требуется полностью разрядить, прежде чем заряжать заново, свинцово-кислотные аккумуляторы повреждаются, если их полностью разрядить. Стоит только позволить таким аккумуляторам частично разрядиться, как они теряют значительную часть заряда и никогда больше не смогут принять первоначальный уровень заряда.
По этой причине крайне важно не позволять полностью разряжаться аккумуляторам. Однако это крайне затруднительно, если запасенная в аккумуляторах энергия потребляется полностью «прожорливым» электрооборудованием.
К примеру, сплошь и рядом встречаются 28-футовые яхты, до отказа набитые электроникой, включая питающийся постоянным током холодильник, в то время как на борту имеется всего пара 60-амперных автомобильных аккумуляторов. Даже если рекламисты додумаются до чего-то вроде «универсальный авто-яхтенный аккумулятор», автомобильные аккумуляторы давно дискредитировали себя дешевой пластмассовой тарой. Магазины, торгующие товарами для автомобилистов, утверждают, что в последнее время качество автомобильных аккумуляторов уверенно снижается. Первое, от чего страдает качество – размер аккумулятора и качество свинцовых пластин, вырабатывающих электрический ток. Их тонюсенькие, примитивно изготовленные пластины не только служат меньше, чем высококачественные пластины, но также и быстро теряют максимальное количество энергии, запасаемой и отдаваемой. Это удорожает аккумулятор, укорачивая его жизненный цикл.
Иными словами, то, что продается под маркой «легких лодочных аккумуляторов», на самом деле – автомобильные аккумуляторы, которые совершенно непригодны для использования на любых судах.
Настоящий лодочный аккумулятор легко узнать по его прочному толстому пластмассовому корпусу и, по весьма изрядному весу. Они весят больше потому, что их свинцовые пластины почти вдвое толще, чем у автомобильных аккумуляторов. Поскольку свинцовые пластины разлагаются в процессе выработки электрической энергии, размер и толщина пластин – четкий критерий качественности аккумулятора в целом, и тем дольше он служит.

Правильная установка

   Некоторые судовладельцы утверждают, что даже их самые высококачественные аккумуляторы иногда служат очень мало. Происходит это обычно из-за неправильной установки или неудовлетворительного обслуживания. Даже если использовать стандартные свинцово-цинковые аккумуляторы, они также требуют определенного ухода. 
Вот список причин, наиболее часто укорачивающих срок службы аккумулятора.
Аккумуляторы следует содержать в чистоте и сухости. Если верхняя поверхность аккумулятора загрязнится или намокнет, возникнут слабые токи между разъемами, поскольку вода прекрасно проводит ток. Если аккумулятор поставить в месте, где на него будет капать вода, очень скоро этот аккумулятор разрядится.
Когда лодка «болтается» на волнах, электролитическая жидкость из свинцово-кислотного аккумулятора выплескивается через верх. Контакты на поверхности оказываются замкнутыми, в результате чего аккумулятор может очень быстро разрядиться. Следует немедленно очистить поверхность аккумулятора ветошью и вытереть насухо туалетной бумагой. Это нужно делать, по меньшей мере, раз в полчаса.
Аккумулятор нельзя ставить на влажную ли неровную поверхность. Чтобы проиллюстрировать важность этого требования, давайте возьмем полностью заряженный аккумулятор и поставим его на достаточно сухой бетонный пол. Аккумулятор разрядится через корпус примерно через неделю. Даже пластмассовый корпус не является идеальным изолятором. При обслуживании часто приходилось наблюдать лодочный аккумулятор, стоящий в трюме, в луже воды, или на палубе, где по нему стекают брызги волн. Бывает, что аккумулятор ставится в герметичный ящик, который постепенно наполняется дождевой водой…
Перемыкание проводников. Чаще всего на небольших лодках, где практически невозможно защитить проводку от брызг и росы, если в цепи имеются сочленения и близко расположенные обнаженные контакты, коррозируя во влажных условиях, прежде всего в соленой воде, эти контакты создают прекрасные условия для утечек тока.
Электропроводка намокает в трюме. Как часто приходилось видеть косы проводников, лежащие в трюме прямо в воде! Так что, давайте, поищем провода, лежащие в трюме в луже воды, в уголочке между стрингером и бортом, где как в кармане, скопилась водичка. Будьте, уверены, что нескольких ампер в аккумуляторе вы недосчитались именно по этой причине.
Аккумуляторы установлены в труднодоступном месте. Это очень распространенная проблема. Если капитан должен встать на голову или ползти, подобно ящерице, чтобы добраться до аккумулятора, ему совсем не будет хотеться ухаживать за таким источником хлопот. Чтобы еще более усложнить ситуацию, представим себе, что нужно будет нанять кого-нибудь постороннего, чтобы он слазил туда и обратно за аккумулятором и поухаживал за ним. Большинство судостроителей располагают аккумуляторы прямо возле двигателей, чтобы сэкономить на кабелях. Можете смело переставить аккумулятор туда, где удобнее будет его обслуживать, или чтобы предотвратить его увлажнение. Даже если такая перестановка чего-то будет стоить, сбережете Вы гораздо больше.
Дешевый кожух аккумулятора. Практически никто не задумывается о том, чтобы поменять дешевую коробку из-под обуви, называемую кожухом аккумулятора, цена которой в базарный день менее 10 долларов. На самом деле они и этого не стоят. В зависимости от размера, качественный кожух аккумулятора должен стоить 20-80 долл., и эти деньги рекомендуется заплатить, потому что скупой заплатит в два раза больше, меняя аккумулятор каждые два года.
Убедитесь, что в донной части аккумулятора имеется отверстие, через которое может стекать вода. Промывайте нижнюю часть кожуха чистой водой, чтобы удалить следы кислоты. Даже небольшое количество кислоты, попав в трюм, может создать большие проблемы.

Зарядное устройство

   Только безумец может потратить большие деньги на самый лучший аккумулятор и поставить на него низкокачественное зарядное устройство. От дешевых зарядных устройств гораздо больше вреда, чем от дорогих аналогов.
Новый фирменный хороший 12-вольтовый аккумулятор, в зависимости от размера, может вырабатывать 13-14,5 Вольт. Это потому, что каждая ячейка вырабатывает несколько больше 2 Вольт, когда она совсем новая. Однако по мере старения аккумулятора каждая отдельная ячейка будет терять свою способность вырабатывать энергию.
Дешевые зарядные устройства не могут учитывать изменения суммарного вырабатываемого напряжения. Они установлены один раз на зарядку аккумулятора, неизменно вырабатывающего одно и то же количество энергии. Аккумулятор, который в этом году способен принять заряд в 13,5 Вольт, в следующем году примет только 13 Вольт. Это ведет к перезаряду, повреждающему аккумулятор и стремительно укорачивающему его срок службы.
Качественные и, соответственно, более дорогие зарядные устройства оснащены датчиками, контролирующими заряд аккумулятора, и при достижении полного заряда прекращающими процесс зарядки. Перезарядка аккумулятора исключена. «NewMar» и «Professional Mariner» - производители образцовых качественных аккумуляторов. Никогда не покупайте зарядное устройство, глядя только на его цену.

Контакты

   Большинство изготовителей маломерных судов не соблюдают никаких стандартов в изготовлении контактов для крепления кабелей к разъемам аккумуляторов. Уникальный образец может быть представлен пружинной муфтой на зубчатом «тюльпанчике». Такой разъем никуда не годится, и не только потому, что имеет тенденцию соскользнуть. Не менее важно, такой разъем создает значительное сопротивление движению тока.
В общем, никогда не следует крепить кабели к разъемам аккумулятора таким способом. Также нельзя применять стальные зажимы, которые будут быстро коррозировать и создавать значительное сопротивление. Аккумуляторы комплектуются наилучшими подходящими для них разъемами. Используйте их. Если ваша система не оснащена подходящими свинцовыми контактами, смените их как можно скорее, потому что на контактах будут возникать большие сопротивления.
Если возникают проблемы с большим количеством белесоватого налета на разъемах аккумулятора, причиной может быть отсутствие необходимой своевременной очистки верхней поверхности батареи, или постоянная утечка жидкости из аккумулятора. Другое существенное отличие качественного судового аккумулятора – верхние кромки пластин в ячейках находятся на достаточном расстоянии от крышки. Это означает, что не потребуется заполнять ячейку водой до самого верха. Потому что если заполнить аккумулятор до верха, кислота будет обязательно вытекать. Для скоростных катеров, непрерывно скачущих по волнам, просто нет другого выхода, кроме как перейти на другие типы аккумуляторов.

Выводы

   Даже если Ваше судно оснащено нестандартной системой питания, испытывающей постоянные проблемы с потерей заряда аккумулятором, не слишком дорого и вполне по силам любому сделать или усовершенствовать электрическую систему своего катера мощной и надежной. Исправив один - два из вышеперечисленных недостатков, если они обнаружатся, Вы сбережете свои собственные средства на ремонты и замену деталей. Хороший качественный аккумулятор вполне может прослужить 3-3.5 года. Сравните это с ценой постоянных отказов и замен дешевого аккумулятора каждые 18 месяцев или еще чаще. 

По материалам одноименной статьи океанолога Дэвида Г. Паско.
Перевод Павла Дмитриева.