Создатель стратостатов и батискафов

Огюст Пиккар (Пикар; Auguste Antoine Piccard)
швейцарский физик, создатель стратостатов и батискафов. Отец его, Жюль Пиккар, был профессором химии Базельского университета, и мальчик с детства интересовался техникой. Окончив Цюрихское высшее политехническое училище и получив диплом инженера-механика, он занялся исследовательской работой в области физики. Он был ассистентом, а затем профессором в родном училище, а с 1920 по 1954 год - профессором кафедры прикладной физики Брюссельского университета. Воздухоплавание привлекло внимание Огюста еще в юношестве. В то время воздухоплавание было всеобщим увлечением, а самое известное имя в этой среде принадлежало авиатору Эдуарду Шпельтерини. Его пример и вдохновил Пиккара. 29 июня 1912 года Огюст Пиккар впервые совершил полет на аэростате "Сен Готтард" с целью проведения научных исследований, а в феврале 1914 года, после шестого полета на маленьком аэростате "Скаал", получил диплом пилота аэростата. Но война нарушает планы ученого и несколько лет воздухоплавание попадает в разряд воспоминаний. Однако Пиккар остался верен своей "первой любви". В 1923 году профессор О.Пиккар вновь поднялся в воздух и вот при каких обстоятельствах. Американская газета "Нью-Йорк Геральд" учредила приз в 10 000 золотых марок за дальность полета в аэростате по прямой линии. Со временем эти соревнования превратились в своеобразные Олимпийские игры, проводящиеся ежегодно. В 1923 году в соревнованиях приняли участие 21 аэростат. Огюст Пиккар представлял на них аэростат "Цюрих". В этот год он не установил рекорда, приземлившись всего в 90 км от места старта, но в дальнейшем сумел побить многие воздухоплавательные достижения. Когда Пиккара увлекла проблема космических лучей, он понял, что чем выше удастся подняться, тем интенсивнее будут лучи. Он решил подняться в стратосферу с приборами для регистрации лучей - приборов-автоматов в то время еще не было. Пиккар расcчитал и построил герметичную шарообразную гондолу. Оболочка вместила более 14 тысяч кубических метров газа (14 миллионов литров). В целях экономии места он предложил заменить песок для балласта свинцовой дробью, однако возникла заминка - действующие правила запрещали брать в качестве балласта что- либо, кроме песка и воды. Однако Пиккар нашел выход - он объявил, что берет "свинцовый песок". Дважды, в 1931 и 1932 году, Огюст Пиккар поднимался в стратосферу, достигая высот 15781 м (27 мая 1931 года, 16 часов в воздухе) и 16201 м (18 августа 1932 года). Стратостат помог Пиккару проследить направленность космических лучей, измерить степень их поглощения слоем свинца и парафина. Финансировал работы Пиккара Бельгийский национальный фонд научных исследований (ФНРС). В знак признательности он назвал воздушный шар в его честь: ФНРС-1. Стратосферный воздушный шар навел Пиккара к идее создания батискафа. Он переделал шар в подводный дирижабль: легкая алюминиевая гондола превратилась в тяжелую стальную кабину, гигантский шар - в маленький поплавок, наполненный бензином, канатный гайдроп был заменен стальной цепью, иллюминаторы во много раз утолщены. Последний полет профессор Пиккар совершил в мае 1934 года на аэростате "Цюрих III". Умер в Лозанне 25 марта 1962 года.