Телефон: +7(3952) 44-11-84
Адрес: г. Иркутск,ул.Тухачевского, 3
E-mail: baikal-disel@narod.ru

Износы деталей топливной системы.

 В процессе эксплуатации топливной аппаратуры происходит изменение геометрических и физико-механических свойств поверхности деталей, что приводит к ухудшению работы топливной системы. Рассмотрим износ деталей, наиболее распространенной топливной аппаратуры, устанавливаемой на автотракторных дизелях.

НАСОС

1)ПЛУНЖЕРНЫЕ ПАРЫ
Плунжер изнашивается в определенных местах, отчего эти участки получили название местных износов.
Значительному износу подвержена головка плунжера, особенно участок в ее верхней части, расположенный против впускного окна гильзы

                                             

                     Рис.1. 1-зона наибольшего износа, против впускного окна гильзы;
                     2-зона винтовой кромки;


 

     Износ охватывает поверхность в виде желобообразной канавки, которая размещается вдоль плунжера от верхнего торца и несколько ниже середины головки.
     Максимальная глубина 0,023...0,025 мм и ширина 4,5...5 мм канавки находятся у верхнего торца головки плунжера; длина изношенного участка 9,5...10 мм. Чем дальше от верхнего торца, тем мельче и уже делается канавка, и за серединой головки она выравнивается с поверхностью.
     Чистая блестящая поверхность плунжера в результате износа на этом участке становится изрезанной продольными рисками в виде бороздок средней глубины 0,004...0,005 мм. Изношенный участок имеет следующие внешние признаки: матовый оттенок поверхности, гребенчатую неровность, хорошо видимую в лупу 10—20 кратного увеличения, а при больших износах заметную и невооруженным глазом. Характер изношенной поверхности и микронеровности на ней позволяют утверждать, что рассматриваемый участок плунжера подвергается, абразивному износу.
     В первый период, когда частицы попадают в зазор, они снимают большую микростружку, так как режущие кромки их острые. Продвигаясь далее между стенками деталей, режущие кромки абразивов затупляются, частицы размельчаются и режущая способность абразивного материала уменьшается. Вследствие этого и наблюдается большая глубина микробороздок и износ у верхнего торца плунжера, а чем дальше от торца, тем глубина бороздок и износ меньше.
     Винтовая кромка головки плунжера изнашивается меньше. Изношенная поверхность расположена в 5,5 мм от верхнего торца и захватывает участок, близкий к винтовой кромке. Ширина пораженного участка по цилиндрической поверхности не значительна, (наибольшая его часть 2,…2,7 мм), находится против перепускного отверстия; по высоте головки износ распространяется на 4 мм .
     Величина износа винтовой кромки по ее длине различна: максимальная находится на участке против перепускного бокового отверстия плунжера, расположенного в 6,5 мм от верхнего торца, и составляет 0,018…0,020мм, минимальная, равная 0, 003…0,005 мм, отстоит от торца на 9,5 мм.
     Нарушается также чистота доведенных рабочих поверхности: на них появляются продольно расположенные бороздки глубиной в среднем 0,004-0,005 мм, а также отсечная кромка, которая па участке против перепускного отверстия плунжера под воздействием сосредоточенного местного размыва изменяет свою форму. Такой характер износа объясняется тем, что в момент перетекания из области высокого в область низкого давления (период отсечки) топливо устремляется с большой скоростью из бокового перепускного отверстия плунжера к отсечному окну гильзы. При этом двигаясь по кратчайшему пути, топливо омывает прежде всего участок отсечной кромки против перепускного отверстия плунжера.
     В первый момент отсечки перепускное окно гильзы открыто частично, при своём движении топливо встречает значительное сопротивление. Поэтому на указанном участке отсечная кромка размывается топливом, с находящимся в нём абразивом.

2)ВТУЛКА.
У втулки изнашивается внутренняя поверхность, примыкающая к впускному и перепускному окнам. Больший износ находится у впускного окна, меньший у перепускного.
Износ зоны впускного окна имеет вид прямоугольной, желобообразной полосы, шириной 4,5-5 мм расположенной вдоль гильзы.

                                                 

                           Рис.2. Места износа втулки у перепускного окна.


     В большей мере изношена поверхность над окном протяжённостью 6…7 мм от его кромки вверх. Под окном участок захватывает 4,5…5 мм. В непосредственной близости к кромке находится максимальный износ, который у верхней её части составляет 0,025…0,027 мм и у нижней 0,015…0,017 мм.
     Рабочая поверхность втулки над верхней кромкой окна покрыта параллельными бороздками, расположенными вдоль втулки. Кромка окна имеет большой завал и как бы снята пилой, край неровный, рваный.
     Местный износ поверхности в зоне перепускного окна гильзы по характеру и размещению отличен от износа впускного окна. Изношенный участок находится с левой стороны кромки окна, имеет вид фигурной полосы шириной 2…2,5 мм; к верхнему торцу он распространяется на 2…3 мм, к нижнему- на 4,5…5 мм. Величина износа на краю кромки равна 0,015…0,017 мм. С приближением к торцам гильзы он резко уменьшается, с правой стороны от окна износа почти нет.