Телефон: +7(3952) 44-11-84
Адрес: г. Иркутск,ул.Тухачевского, 3
E-mail: baikal-disel@narod.ru

Аккумуляторные батареи

 

   Аккумулятор - скромный труженик подкапотного пространства. Он всегда готов отдать кровные ампер-часы ненасытному двигателю, избалованному калорийностью нефтяной диеты. И лишь когда силы окончательно покидают его, он напоминает о себе звенящей тишиной при повороте ключа зажигания.

Текст: Карелов Олег.

 
     Конструкции свинцово-кислотного аккумулятора уже более 100 лет. Конечно, за это время поменялись материалы, например, корпуса первых батарей были деревянными, но принцип работы остался неизменен. Два электрода в виде решеток, один - положительный с активной массой из двуокиси свинца, другой - отрицательный с губчатым свинцом помещены в раствор серной кислоты. Когда к ним подключается нагрузка, например лампочка, то начинается химическая реакция серной кислоты с губчатым свинцом и его двуокисью, в результате которой получается сульфат свинца (PbSO4), оседающий на электродах, вода и направленное движение ионов, то есть электрический ток. При зарядке, наоборот, ток течет в противоположную сторону, и активная масса электродов восстанавливается.

   Выбирая аккумулятор, покупатели, как правило, руководствуются принципом "чем дороже, тем лучше" и, к сожалению, часто ошибаются. Сложность в том, что существуют различные типы аккумуляторов, каждый из которых рассчитан на определенные условия эксплуатации. Если это не учесть, то, даже раскошелившись на самую дорогую батарею, можно уже через некоторое время вновь столкнуться с теми же проблемами.

   Современные аккумуляторы бывают двух типов: малообслуживаемые и необслуживаемые. Как следует из названия, первые хоть и нечасто, но все-таки требуют периодической проверки уровня электролита, вторые же вообще обходятся без какого либо ухода - иногда в них даже не делают пробок. Эти особенности - следствие различий материалов, их которых изготовлены электроды батарей. Традиционно для этих целей использовался свинец с небольшой примесью сурьмы. Такой сплав позволял создавать надежные прочные пластины электродов, но приводил к интенсивному "выкипанию" воды. Бывалые автолюбители, наверное, помнят старые советские аккумуляторы в черных эбонитовых корпусах, залитых сверху мастикой, - они были сделаны именно по этой технологии и потому нуждались в постоянном контроле и доливке дистиллята.

   В дальнейшем содержание сурьмы в сплаве удалось уменьшить, тем самым заметно снизив и потери воды - так появились современные малообслуживаемые батареи. Их достоинства - это доступная цена и высокая надежность: они не боятся глубоких длительных разрядов, нетребовательны к процессу зарядки и относительно легко переносят повышенное напряжение в сети автомобиля - нужно лишь своевременно доливать воду, не допуская падения уровня электролита ниже верхних кромок пластин.
 
           

 Представитель семейства необслуживаемых гибридных аккумуляторов. Хороший выбор для тех, кто редко пользуется автомобилем и не любит следить за уровнем заряда батареи. Их выпуском сейчас занимаются не только российские компании, но и иностранные производители.

   Но прогресс не стоял на месте - появились необслуживаемые аккумуляторы. Делятся они на два класса: кальциевые и гибридные. Кальциевые батареи самые дорогие, их электроды изготавливаются из свинцово-кальциевого сплава с добавками олова, алюминия и иногда серебра. Гибридные аккумуляторы немного проще - кальций содержится там только в отрицательных электродах, а положительные, как и прежде, делаются из свинца с небольшой долей сурьмы. Применение кальция позволило на порядок сократить испарение электролита и довести срок службы гибридных аккумуляторов до 5, а кальциевых - аж до 7 лет. Кроме того, по сравнению с малообслуживаемыми батареям почти в полтора раза замедлился саморазряд. Но не обошлось и без ложки дегтя: долговечный кальциевый аккумулятор очень плохо переносит глубокий разряд. Достаточно лишь несколько раз полностью его разрядить, чтобы на положительных пластинах электродов началось образование сульфата кальция и аккумулятор начал резко терять емкость. Именно поэтому в гибридных батареях кальций используется только в отрицательных электродах - им разряд уже не так страшен.
 
Кальциевые батареи отличаются высокой емкостью, большим пусковым током и длительным сроком службы, но при этом ужасно боятся разряда.

Таким образом, однозначного ответа на вопрос "какой аккумулятор лучше" не существует - каждый вид батарей имеет свои плюсы и минусы. Если вы часто ездите на автомобиле, то необслуживаемый кальциевый аккумулятор будет отличным выбором - максимальный ресурс и никаких хлопот с уровнем электролита. Если же вы пользуетесь автомобилем лишь время от времени, оставляете его на длительные зимние стоянки, то кальциевая батарея быстро растеряет свои жизненные силы. В данном случае стоит приобрести гибридный аккумулятор - он легко перенесет и долгое бездействие, и глубокий разряд, не требуя при этом к себе особого внимания. Ну, а малообслуживаемые батареи - хороший выбор, когда требуется неприхотливый живучий или просто доступный аккумулятор. Как раз тот редкий случай, когда деньги решают не все.